О нас
Услуги
Исследования
Новости
Вакансии
Библиотека
FAQ
Контакты
 


Исследования рынка недвижимости
Агентство полевых услуг "Field Point"
Лаборатория брендов DAMU RG

Главная \ Новости \ Мировые новости \ Передовики автоматической торговли. Рынку торговых автоматов далеко и до насыщения, и до консолидации

Мировые новости

23.06.2008
Передовики автоматической торговли. Рынку торговых автоматов далеко и до насыщения, и до консолидации

Передовики автоматической торговли

По замыслу столичных властей к 2010 году в Москве из киосков останутся только те, что торгуют прессой, цветами, квасом и мороженым. А вместо палаток с напитками и снеками появятся магазины шаговой доступности или, где места мало, торговые автоматы. Вендинг готов к рывку и потому, что власти перестали требовать установки внутри роботов-продавцов кассовых механизмов. Пока же входить на перспективный рынок лучше с кофейными машинами — самыми прибыльными.

Автоматическая доступность
Рынку торговых автоматов далеко и до насыщения, и до консолидации. Только на московском рынке около двух десятков операторов считают себя крупными, эксплуатируя по 300-500 машин. Самые значительные компании — Vendorus Group, Siba-vending, "ВендЛэнд", "Экспресспродсервис", "Мистерия Вендинг Машинз", Valeo. Большинство из них и торгуют автоматами, являясь дистрибуторами брендов (самые популярные в России — корейские Samsung, LG, итальянские Bianchi, Necta, испанская Azkoyen), а также продают расходные материалы и занимаются техническим обслуживанием. Крупнейшими операторами рынка пока остаются Coca-Cola и Nestle, которые и формировали этот бизнес в России. Кстати, для этих компаний автоматы служат скорее эффективным рекламным носителем, нежели источником дохода, отмечает президент группы "ВендЛэнд" Александр Майсов.

При этом вокруг акул кормится масса рыбы поменьше. Огромное количество предпринимателей, владеющих десятью или даже всего одним автоматом, позволяет говорить о вендинге как о едва ли не самом доступном с точки зрения цены входного билета бизнесе. Средний автомат стоит всего €3 тыс.

Наиболее прибыльны кофейные автоматы. Себестоимость одной чашки кофе эспрессо составляет 2,5 руб. при цене 15-20 руб., чашка горячего шоколада по себестоимости — 4,5 руб., в автомате — 25 руб. Получается, что маржинальность торговли таким кофе может достигать 700 и даже 800%. С учетом инвестиций в само "железо" рентабельность, конечно, не такая фантастическая, но 25% — почти наверняка. "Сэндвичи или шоколадки — гораздо менее рентабельные продукты, они не позволяют делать стопроцентную наценку,— замечает Рустам Калько, генеральный директор компании "Профессиональные торговые автоматы".— Из 1 кг кофе автомат может приготовить 130 порций, и это гораздо проще, чем продать, скажем, 130 баночек с кока-колой".

Бесчеловечные изобретения
В конце XIX века в США был запатентован первый монетоприемный механизм, а немного позже, около 100 лет назад, в Америке появились первые автоматы, торгующие жевательной резинкой. Как ни странно, но в России первый такой аппарат появился даже раньше — это был автомат по продаже плиток шоколада, и его установила в Санкт-Петербурге в ноябре 1898 года кондитерская фирма "Жорж Борман".

Советский Союз познакомился с вендингом в 1966 году, когда в столице, а потом и повсеместно установили аппараты с газированной водой. Они собирались на трех заводах — в Харькове, Киеве и Москве, а комплектующие делались в Ленинграде. Аппараты подключали к центральному водоснабжению города, и в стаканы лилась та же вода, что вытекала из домашних кранов: газированная — за копейку, а за три — с сиропом. Перестройки эта система не пережила.

Сегодня обороты мирового вендингового бизнеса исчисляются миллиардами долларов, некоторые компании (как, например, Selecta или Autobar) работают во многих странах, а их парки автоматов насчитывают сотни тысяч машин. В Великобритании используется больше полумиллиона машин (по данным британской Automatic Vending Association), в Голландии — более 170 тыс. автоматов (по оценкам Dutch Vending Association). По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), если в Японии один аппарат приходится на 25 человек, в США — на 38, в Европе — на 100, то в России — один сразу на 5300 человек. Отечественные игроки стали появляться только после кризиса 1998 года, когда в стране стабилизировалась денежная система. До этого момента на рынке присутствовали только Coca-Cola и Nestle.

Национальных операторов у нас нет до сих пор: ряд компаний работает в регионах, однако даже у лидеров количество представительств не превышает пяти.

"Одна только британская Autobar Group со своими 250 тыс. машин и представительствами чуть ли не по всей Европе продает 4,5 млн чашек кофе в день,— говорит Александр Майсов.— У нас же крупной сетью считается уже та, в которую входит около 100 автоматов. В Москве освоено только около 10% рынка, а в регионах — всего-то 3%. Поле непаханое, потенциал громадный". Рынок вендинга, прикидывают его игроки, растет в России на 30-40% в год.

"В Японии я видел, как некоторые владельцы магазинов предусматривают особые ниши, которые заполняются вендинговыми автоматами,— говорит гендиректор компании Valeo, президент НААТ Валерий Ракитский.— Их устанавливают для тех, кто совершает моментальные покупки и, чтобы перекусить, не готов тратить время на посещение магазина. Таким образом, за рубежом торговые аппараты — не конкуренты, а подспорье магазинной рознице". Однако бурное развитие вендинга в Европе объясняется еще и тем, что магазины там закрываются рано и зачастую, уходя с работы, человек уже не может заглянуть в супермаркет, объясняет Александр Майсов.

По словам руководителя Vendorus Group Светланы Тимошенко, средняя выручка с одного торгового автомата равна 15-20 тыс. руб. в месяц (имеются в виду автоматы с горячими напитками и снеками). "При общей численности 30 тыс. автоматов это примерно 450 млн руб. в месяц. Оценка весьма приблизительная, так как выручка с автомата сильно различается в зависимости от места размещения, покупательной способности, сезона и ряда иных факторов, включая и удобство пользования автоматом",— подчеркивает она.

Потенциальный же рынок — это порядка 70 тыс. автоматов, исходя из количества городского населения и предполагая, что один автомат будет приходиться на 1 тыс. человек, и это все равно на порядок меньше, чем в развитых странах, считает Светлана Тимошенко.

Доход на кофейной гуще
От половины до 60% рынка торговых машин занимают аппараты для приготовления горячих напитков (они традиционно называются кофейными, однако с равным успехом используются для приготовления горячего шоколада, чая или бульона). За ними идут снековые автоматы, продающие чипсы, жвачки, орешки, сухарики, сэндвичи и шоколадки. Это примерно 35-45% рынка. Замыкают список с не более чем пятипроцентной долей автоматы по продаже медиаконтента, газет, гигиенических средств и прочих промтоваров. В странах Старого Света, к слову, перевес кофейных машин еще существеннее: за ними 70% рынка, почти 30% продают снековую продукцию (данные European Vending Association).

Кофе не только рентабельнее прочих "машинных" товаров — кофейные автоматы еще и интереснее снековых с точки зрения логистики, рассказывает Валерий Ракитский. Засыпав ингредиенты в автомат, о нем можно забыть на два-три дня, особенно зная примерные объемы продаж. Снековый автомат требует более частого обслуживания. "В нем предусмотрено от 32 до 56 наименований продукции, а в аппарате по приготовлению горячих напитков — от 3 до 16, но это всего 6 бункеров для ингредиентов",— объясняет Ракитский.

Если говорить о качественных, надежных автоматах стоимостью от €3 тыс., то их реально окупить за год-два, говорят игроки. Но окупаемость зависит не только от цены. Основная задача владельца вендинговых аппаратов — найти правильное место для их размещения, отмечают участники рынка. Самые привлекательные точки там, где проходит много людей или расположена зона ожидания. Это учебные заведения, вокзалы, аэропорты, офисы, торговые центры, поликлиники или больницы. "По моему опыту, лучше всего размещать машины в вузах и в ГИБДД — это были мои самые прибыльные точки",— говорит москвич Павел Рябиков, владелец десятка кофейных автоматов.

Как утверждает Валерий Ракитский, для приготовления напитков в кофейных машинах нужны специальные составляющие. Для всех владельцев торговых аппаратов очень плохо, если даже кто-то один начинает экономить на качестве расходного сырья и дозировке: потребительское сарафанное радио тут же доносит, что "кофе в машинах так себе". Ингредиенты для вендинговых аппаратов производятся специально и поставляются, как правило, теми же обслуживающими компаниями. Малый предприниматель по большому счету может заботиться в основном о выгодности расположения своего автомата, отдав всю сервисную сторону на откуп крупному оператору.

По мнению Рустама Калько, оптимальное сочетание качества сборки, производительности, дизайна и цены — у итальянских автоматов. "Итальянцы, как прародители эспрессо, знают толк в этом кофе, и аппараты их производства лидируют по качеству производимых напитков",— отмечает он.

Не так давно появились и отечественные разработки. Например, кофейные автоматы производит российская компания eVend. Но, по общему мнению игроков, по функциональным возможностям и качеству работы на данный момент наше оборудование значительно отстает от импортного. Впрочем, независимо от используемого оборудования еще недавно все владельцы торговых автоматов находились в подвешенном состоянии. Сейчас снятие законодательных барьеров может способствовать бурному развитию рынка, радуются игроки.

Мимо кассы
24 апреля 2006 года Федеральное агентство по промышленности опубликовало письмо "По вопросу применения торговых автоматов", в котором указывалось на необходимость использования в торговых автоматах кассовой модели.

Этим не преминули воспользоваться налоговые органы: ссылаясь на ст. 14.5 КоАП РФ и трактуя аппараты как торговые места, они стали привлекать к административной ответственности их владельцев по факту "невыдачи торговым автоматом по приготовлению и реализации чая и кофе кассового чека при продаже напитка".

Но применять законы контрольно-кассовой техники в торговых машинах практически невозможно, считают владельцы оборудования, это противоречит самой идее вендинга как автоматизированной торговли, направленной на предоставление возможности покупателю получить продукт где угодно и когда угодно. Наличие кассы требует ее снятия каждый день. По словам Валерия Ракитского, суд рассмотрел несколько десятков таких дел и в 99% случаев принял сторону владельцев автоматов.

А в апреле Минфин наконец поставил в этом деле точку, опубликовав от имени замминистра Сергея Шаталова письмо, в котором было четко сказано, что основания для привлечения к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники отсутствуют. Роботам-продавцам открыта зеленая улица, а их владельцам — возможность неплохо заработать. До тех пор, конечно, когда машин не станет слишком много.

РОМАН РОЖКОВ

Источник: КоммерсантЪ-Деньги


Найти
account.manager_drg
on-line консультант