30.11.2010
DAMU RG приняло участие в разработке программы развития торговли РК на 2010-2014 гг.
В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) РК на 2010 - 2014 годы Министерством Экономики и Торговли РК при консультацонной поддержке Исследовательского Агентства DAMU RG разработана отраслевая программа развития Торговли РК на 2010-2014 годы. В
период с октября по ноябрь исследовательским агентством DAMU RG
был
проведен комплексный анализ рынка розничной торговли Республики Казахстан.
Основной целью данного исследования являлось общий и структурированный анализ
рынка розничной торговли Республики Казахстан. Основные задачами исследования
являлись:
- Обзор международного
опыта розничной торговли.
- Анализ современного
состояния торговли в Казахстане;
- Анализ структуры
торговых площадей в разрезе по размерам торговых площадей;
- Анализ структуры
торговых площадей в разрезе по ассортименту.
- Выводы и рекомендации
по развитию розничной торговли.
В
период с 1 ноября 2009 года по 31 марта 2010 года Исследовательским Агентством
DAMU Research Group была проведена перепись (сенсус) розничных торговых точек
во всех населенных пунктах Республики Казахстан с постоянно проживающим
населением около 10 тысяч человек и более. Результатом переписи стала база
данных по розничным торговым точкам в населенных пунктах РК. Общее количество охваченных переписью
населенных пунктов Казахстана, составило 290 городов и сел.
Таб. № 1 Кол-во обследованных
населенных пунктов в областях РК
Регион/область
|
Кол-во населенных пунктов
|
Акмолинская
|
24
|
Актюбинская
|
15
|
Алматинская
|
54
|
Алматы
|
1
|
Астана
|
1
|
Атырауская
|
12
|
Восточно-Казахстанская
|
30
|
Жамбылская
|
21
|
Западно-Казахстанская
|
14
|
Карагандинская
|
25
|
Костанайская
|
21
|
Кызылординская
|
5
|
Мангистауская
|
7
|
Павлодарская
|
12
|
Северо-Казахстанская
|
13
|
Южно-Казахстанская
|
40
|
Общий
итог
|
295
|
Главным
результатом по результатам сенсуса является выявление и определение Структуры
Генеральной совокупности, т.е. структуры розничной торговли Республики
Казахстан в общем и в отдельности по регионам по таким основным критериям как
площадь и ассортимент. Сенсус проводился собственной региональной сетью
интервьюеров Агентства DAMU Research Group, представленными в 22 городах
Республики Казахстан. В каждом из 22 городов работают команды состоящие из
супервайзера и интервьюеров. В те населенные пункты в которых нет постоянно
действующей команды специалистов, командировались интервьюеры. Каждый
населенный пункт разбивался на квадраты, которые обследовались полностью с
целью выявления в них розничных точек, торгующих соответствующими товарами.
Типы торговых точек классифицировались по общим признакам и критериям. Главными
критериями классификации базы розничных торговых точек являлись:
A.
Размер торговых
площадей.
B.
Реализуемый
ассортимент.
Полученные в ходе Сенсуса данные позволили увидеть
структурную характеристику розничных торговых площадей республики. Результаты
данного сенсуса с большей долей вероятности можно воспринимать как данные
репрезентативно отражающие структурную характеристику торговых площадей
республики. Немаловажно, что численность постоянно проживающего населения в
обследованных населенных пунктах превышает 10 млн. человек, или 60% от всего
населения республики, и более 90% от городского. К тому же жители данных
населенных пунктов являются наиболее платежеспособной частью казахстанского
населения, и генерируют львиную часть розничного товарооборота Республики
Казахстан.
Источник: Агентство Статистики РК.
Согласно данным Агентства Статистики РК за период с
2005 по 2009 годы объем торговых(магазинных) площадей вырос на 53%, с
1 810 тысячи до 2 770 тыс. кв. метров.
В разрезе по регионам наибольший рост торговых
площадей в этот период наблюдался в г.Астане – 221%(!). На втором месте по
темпам роста оказалось Атырауская область – 180% роста торговых площадей.
Заметно вырос по торговым площадям г.Алматы – 64%. Активно росли по торговым
площадям – Павлодарская, ЮКО Кызылординская области – 67%, 59% и 55%
соответственно. Медленнее всего по объему торговых площадей росли ВКО -26%,
Алматинская – 25%, Жамбылская – 6%. В Западно-Казахсанской области в в
рассматриваемый период наблюдалось сокращение торговых площадей на 14%.
В целом по РК в структуре торговых площадей наибольший
удельный вес приходится на магазины категории «С» - 47% от всех торговых
площадей республики. Второе место по площадям приходится на категорию «A» -
33%. Магазинам категории “B” приходится 16% площадей. На формат “Киоски” в
целом по РК приходится всего 4%.